
Популярный игровой детектив Any Austin выпустил новое масштабное расследование, в котором детально изучил реалистичность аэропортов во всех основных частях серии Grand Theft Auto. Результаты оказались неожиданными – более новая игра не всегда означает большую достоверность.
Остин проанализировал три крупных аэропорта из GTA 3, GTA 4 и GTA 5, оценивая их по трем категориям:
Взлетно-посадочные полосы
Рулежные дорожки
Прочие элементы инфраструктуры
Каждая категория получила отдельную оценку, а затем была выведена общая оценка для всего аэропорта. Подход оказался строгим – Остин проверял не просто визуальную составляющую, а реальную функциональность этих локаций согласно требованиям Федерального управления гражданской авиации США.
Francis International из GTA 3 провалился с треском
Первый аэропорт серии, появившийся в GTA 3 в 2001 году, показал катастрофические результаты. Francis International Airport, предположительно вдохновленный смесью аэропортов Ньюарка, JFK и Лос-Анджелеса, не имеет базовых элементов разметки. Главная проблема – полное отсутствие номеров на взлетно-посадочных полосах. По стандартам FAA, без этих номеров полоса юридически не считается взлетной, и садиться на нее можно только в экстренных ситуациях.
Остин объяснил систему нумерации: номер полосы указывает направление по компасу с добавлением нуля. Например, полоса 31 направлена на курс 310 градусов, то есть на северо-запад. В GTA 3 эти полосы должны были бы называться 9 и 27 для восточно-западной и примерно 12 и 30 для северо-западной.

Еще одна странность – центральные линии разметки меняют размер от одного конца полосы к другому. На восточном краю они около 17 метров в длину, а на западном эта дистанция почти удваивается. Остин измерял это с помощью внутриигрового аналога Cessna 172, длина которого составляет 8 метров. По его словам, создатели разметили полосу как поздравительную открытку – начали крупно, а потом закончилось место.
Впрочем, одну деталь GTA 3 случайно сделала правильно. Все огни взлетной полосы в игре красные, что изначально выглядит ошибкой – обычно центральные огни белые и становятся красными только на последних 300 метрах с каждого конца. Но полоса в Francis International настолько короткая (около 600 метров), что технически вся она находится в пределах 300 метров от конца. Так что красные огни здесь уместны, хотя и по случайности.
Рулежные дорожки в GTA 3 оказались еще хуже – их просто нет. Никакой центральной разметки, никаких указателей, никаких предупреждающих знаков о входе на активную полосу. Самолеты в игре вообще игнорируют рулежные дорожки и едут напрямик через траву к терминалу. Итоговая оценка Francis International – твердая F по всем пунктам.
GTA 4 показала прогресс, но далеко не идеал

Francis International Airport в GTA 4, основанный на реальном JFK, продемонстрировал заметное улучшение. Полосы наконец получили номера – 4L/22R и 4R/22L, что соответствует их северо-восточному направлению (буквы L и R обозначают левую и правую полосы при параллельном расположении). Центральная разметка выполнена корректно, есть обозначения порога полосы и даже правильная зона приземления.
Освещение тоже стало реалистичнее – белые огни сменяются красными на нужном расстоянии, появились правильные огни захода на посадку. Взлетно-посадочные полосы получили твердую C. Рулежные дорожки тоже подтянулись – появилась желтая разметка, указатели позиций, знаки входа на полосу. Хотя качество исполнения не идеально, это уже функционирующая система. Еще одна C.
Остальные элементы аэропорта получили смешанные оценки. Остин отметил хороший терминал, реалистичную диспетчерскую вышку и парковку для небольших частных самолетов. Но пассажирские самолеты выглядят странно – все четыре двигателя вращаются в одну сторону, хотя в реальности на Боинге 747 внутренние двигатели крутятся в противоположную сторону для компенсации крутящего момента. Общая оценка Francis International в GTA 4 – D.
Los Santos International из GTA 5 одновременно лучше и хуже

Аэропорт в GTA 5, вдохновленный Лос-Анджелесом, получил самую высокую оценку за взлетно-посадочные полосы – B. Две параллельные полосы 21L/3R и 21R/3L размечены практически идеально, с корректными номерами, центральными линиями и зонами приземления. Освещение тоже на высоте.
Но рулежные дорожки в GTA 5 стали настоящей катастрофой и главной находкой расследования. Остин обнаружил абсурдные ошибки на информационных знаках. Один знак указывает, что вы находитесь на рулежной дорожке A, предупреждает о входе на несуществующую полосу 26H (такого обозначения вообще не существует в авиации) и показывает направление к полосе 1 без стрелки. Проблема в том, что полосы 1 и 26H просто нет в аэропорту.
На соседнем знаке в 10 метрах буква H исчезла, но появились указатели на другие фантомные полосы – 4 и 7L. Все эти знаки ведут к одним и тем же реальным полосам 21L и 21R, но называют их десятком разных несуществующих номеров. Остин насчитал множество таких противоречивых знаков по всему аэропорту, каждый из которых создает новые выдуманные полосы.
Для сравнения, настоящий знак с JFK можно купить на eBay за скромные $15,000 – и на нем все будет абсолютно правильно. Из-за этого хаоса рулежные дорожки GTA 5 получили F, а общая оценка аэропорта снизилась до D, несмотря на отличные взлетные полосы.
Остальная инфраструктура Los Santos International выглядит впечатляюще – большие посадочные огни, уходящие в воду, вращающийся радар, ангары для малой авиации и даже станция аварийно-спасательной службы. Но диспетчерская вышка расположена слишком далеко от полос, из-за чего целые секции аэропорта скрыты от обзора. К тому же, несмотря на высокую детализацию, локация кажется менее живой, чем Francis International из GTA 4 – возможно, из-за кладбища самолетов на краю территории.
Битва за пассажирскую зону

Так как GTA 4 и GTA 5 получили одинаковую итоговую оценку D, Остин решил сравнить зоны высадки пассажиров. В GTA 4 прилет и вылет объединены в одной локации, есть NPC, ожидающие такси, информационные киоски, станция метро через дорогу и платная парковка. Неплохо, но базово.
GTA 5 выигрывает с большим отрывом. Прилет и вылет разделены на два уровня, как в настоящем аэропорту. У NPC есть реальный багаж, они смотрят в телефоны, разговаривают друг с другом, следят за сумками. Добавлены багажные тележки, киоски общественного транспорта, и через окна можно даже заглянуть внутрь терминала. Единственный минус – на обоих уровнях люди ждут, когда их заберут, хотя на вылете этого быть не должно.
Благодаря этому преимуществу GTA 5 в итоге выиграла звание самого реалистичного аэропорта серии, хотя победа досталась с минимальным отрывом.
Остин завершил расследование вопросом о том, сможет ли аэропорт в GTA 6 получить оценку выше D. Пока известно только одно – игра продолжит традицию серии использовать пассажирские Boeing 747, хотя такие самолеты больше не летают, а в международный аэропорт Майами 747-е с пассажирами вообще никогда не прилетали. Так что одну ошибку GTA 6 уже допустила.